парциальная программа " умные пальчики"
Описание образовательной программы
Конструирование это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера… Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности. Широкие возможности для решения этой фундаментальной задачи открываются уже на первом уровне образования в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свою «родственность» окружающему миру (Л.С. Выготский), гармонично «слит с природой» (А.В. Бакушинский), открыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т Лихачев), активно и доверчиво ищет свое место в нем (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков), самозабвенно конструирует «свои миры» (А.Г. Асмолов) и самого себя (М. Доналдсон). Детское конструирование - это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения. Парциальная программа «Умные пальчики» для детей 3-7 лет составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А.Лыковой. Парциальная программа «Умные пальчики» реализуется: - в рамках ОП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, создана в ответ на запрос современного социума - семьи и государства - к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки; - с детьми от 3 до 5 лет через интеграцию образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, 4 с детьми 5-7 лет 1 раз в неделю во второй половине дня, согласно планированию парциальной программы «Умные пальчики». Актуальность конструирования значима, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей. Программа позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре). Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формируют навыки общения и сотворчества. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать. Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, тендерных, индивидуальных особенностей.